Культурно-языковая ситуация

Культура-1, культура-2 и гуманитарная культура

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Хазагеров Г. , Хазагерова С.

Знамя, № 3, 2005


Технически грамотен, косноязычен, примитивен.

Есть две насущные проблемы, которые может решить только интеллигенция и которые болезненнее всего сказываются именно на интеллигенции: проблема потери идентичности и проблема  утраты человеческого масштаба. Обе потери  имеют один источник: они находятся в прямой  зависимости от заметного невооруженным глазом свойства нашей современной культуры – ее гуманитарной ущербности: техническая сложность повсюду соседствует с гуманитарным примитивизмом.

Подробнее...

Во дни сомнений...

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Г. Хазагеров

Во дни сомнений...

(прислушиваемся к свидетельствам русского языка)

 

Знамя, № 3, 1999

 

Слово и дело.

Наверное, ничто не нанесло такого ущерба нашим гуманитарным наукам, как страх ученого прослыть идеалистом. Бог с ним с идеализмом, но страх плохой советчик в деле отыскания истины. Нам всем от будущих кондукторов трамваев до состоявшихся ученых вбивали в голову мысль о том, что материальное существует вне нас и потому объективно, а идеальное существует в нас и потому субъективно. Надо сказать, что сами основоположники до этого примитива не доходили. Еще бы! Ведь здравый смысл подсказывает, что мысли, чувства и намерения другого  человека столь же объективны для меня, как его тело или одежда. Но береженого бог бережет... и всякий раз, столкнувшись с идеальным (в семиотике ли, в кибернетике ли), следовало от него откреститься, заявив, что оно не всамделишное, субъективное, читай - произвольное (в отечественном языкознании это особенно ярко проявилось в представлениях о монолатеральности и произвольности языкового знака).

Подробнее...

Семидесятые. Двойничество? Двоемирие?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Г. Хазагеров

Семидесятые.  Двойничество? Двоемирие? Бинарность?

 

Знамя, № 12, 1998

 

Миф о семидесятых.

Настоящая статья инициирована недавно вышедшим альманахом «Семидесятые как предмет истории русской культуры» (1998, Москва - Венеция). Авторы предлагают «взглянуть на «семидесятые годы» как на историческую данность, как на особую эпоху русской культуры, подлежащую историко-культурному, филологическому, искусствоведческому анализу» (К. Рогов, с.8). Задача более чем актуальная, ибо именно в семидесятых лежат не заржавевшие еще ключи к загадкам нашей сегодняшней жизни и там же начинаются те дороги, которые мы сейчас выбираем. Совершенно понятен и уместен и провозглашенный принцип исторического исследования - «перейти от «мемуарной реконструкции» и обобщающих (интерпретирующих) характеристик эпохи к описанию того, что ее репрезентирует» (там же). Задача настоящей статьи, однако, прямо противоположная и состоит в том, чтобы, воспользовавшись уже проделанной авторами альманаха работой и опираясь на собственные впечатления от прожитого времени, дать в очередном приближении целостное представление об эпохе, если угодно, версию «мифа о семидесятых».

Подробнее...

Униженные и оскорбляющие

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Униженные и оскорбляющие.

Риторика небрежности в откликах на публикации.

Самодуры русской жизни это не персонажи Островского, самодуры русской жизни – это мы. Стоит почитать отзывы на ту или иную публикацию, как сразу же наткнешься на «Чё он пишет?»,  «Шо вы вообще?» Сеть провисает под  проявлениями нетерпеливого презренья к читателю, теме, языку, презренья, выраженного лексически, графически, синтаксически. Это ли не речевое поведение подгулявших купчиков из анналов русской сатиры? «Не желаю  в ворота ехать – ломай забор! Не желаю полемики разводить – желаю по сусалам!» При этом поражает унификация такого речевого поведения, однообразие доводов и рекомендаций.

Подробнее...

Что слышит слушающий?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Опубликовано в «Отечественных записках»

Суть проблемы.

Соблазн считать, что наши слова ложатся на чистый лист бумаги, а не отправляются в плавание по бурному морю чужих представлений и ассоциаций, так велик, что для его преодоления изобретена специальная метафора – картина мира. 

Что же такое «картина мира»? Существует ли какая-либо общенациональная  картина мира, на которую может опираться говорящий, не рискуя быть непонятым? Если такая картина есть, то что в ней варьируется, а что остается неизменным?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо разобраться в том, как вообще устроена картина мира. Предлагаемое здесь видение проблемы отражает ставшее общим местом в языкознании и культурологии представление о языковой картине мира[1], учитывает введенную в девяностые годы в научный оборот категорию концептосферы языка[2], а также собственные представления автора статьи о персоносфере[3] и о наивной риторике[4], также находящиеся в русле современных научных изысканий.

Подробнее...